Что такое светосила. Обзор светосильных объективов Светосильный объектив f 1.2 с малым углом

В своем обиходе многие фотографы под словами ‘Диафрагма’, ‘Светосила’, ‘Относительное отверстие’ часто понимают одно и то же.

Если все сильно упростить, то число F (число диафрагмы) отвечает только за соотношение геометрического отверстия объектива к его фокусному расстоянию — потому еще можно встретить определение, что число F называют геометрической светосилой . На деле же, светосила — это способность объектива к пропусканию света, и на эту способность влияет не только отношение фокусного расстояния объектива к его диаметру (т.е. геометрические показатели). Огромную роль в возможности пропускания света играет оптическая схема объектива, которая имеет свойство пропускать не весь падающий свет.

Идеальный объектив пропускал бы весь свет, который падает на него, но из-за отражения, переотражения и поглощения оптическими элементами реального объектива до светочувствительного элемента, который и формирует конечное изображение, доходит только часть светового потока. Потому то разные объективы с разными оптическими схемами, но с одинаковым относительным отверстием могут создавать разную экспозицию на фотографиях при прочих равных показателях. С этим очень часто сталкиваются в кино, где нужно монтировать очень много коротких роликов, например снятых с разных ракурсов, в один большой. При этом, если сцена снимается с разных ракурсов разной оптикой с одним и тем же значением F, то в итоговой склейке можно получить разные яркости, что будет очень плохо смотреться при просмотре. Это самый примитивный пример, который часто приводят видеооператоры.

Чтобы было удобней работать с фото и видеотехникой, существует так называемое T число (от английского ‘Transmission’ — пропускание, передача). Число T является числом F, скорректированным с учетом эффективности светопропускания объектива. Число T показывает эквивалент объектива с определенным числом F, который бы пропускал все 100% света. Например, если объектив 50mm, F/1.4 пропускает только 50% света, то ему будет соответствовать идеальный объектив с числом T 2.0. Пользоваться числом T можно точно так же, как и числом F.

Пример. Если мы имеем объектив 100mm T 4.0, то не важно какое в действительности у него геометрическое отверстие и какое он имеет число F, он все равно будет пропускать столько же света, как и любой другой объектив с таким же числом T, например какой-нибудь 50mm T 4.0. При этом у 100mm T 4.0 и у 50m T 4.0 могут быть абсолютно разные значения числа F. Если на такие объективы одеть нейтральный светофильтр, то можно сказать, что их значения чисел F будут сохранятся, а числа T поменяются на ступень затемнения фильтром. Таким образом T-stop (аналог ступени числа F) во многом более удобно использовать.

В сети я встречал информацию, что фотографов обманывают , указывая на корпусе объектива не настоящее значение светосилы. На деле никто никого не обманывает, просто между понятием «светосила» и «относительное отверстие» имеются определенные отличия, о которых знает опытный фотограф. На объективе же указывается обычное значение относительного отверстия (оно же именуется максимальной диафрагмой, или числом F), а вот сколько в действительности света пропускает такой объектив, порой можно найти только в инструкции к объективу.

Когда я писал текст для этой статьи, то нашел у себя инструкцию к современному объективу , перечитал ее от корки до корки, но так и не нашел информацию про светопропускание объектива. Потому на производителя таки можно злословить за неполную информацию про объективы.

Из-за разного коэффициента светопропускания могут возникать даже маленькие парадоксы с диафрагменным числом F. Например, возьмем два объектива — (объектив для кропнутых камер) и (полноформатный объектив). Казалось бы, что первый объектив обладает слегка большей светосилой, чем второй. Но если попробовать снимать с помощью этих объективов, используя кропнутую камеру, то может оказаться, что количество света, проецируемое на матрицу камеры первым объективом будет меньше, чем вторым. Это связано с тем, что кропнутый объектив имеет более сильное виньетирование на F/1.8 и с разными потерями светового потока в оптических схемах.

Многие начинающие фотографы стремятся использовать светосильную оптику по общепринятым причинам — уменьшение , более гибкий контроль ГРИП, красивый рисунок и отличное качество изображения. Но светосильная оптика дает еще несколько очень приятных (а может и не приятных?) нюансов.

Первым из них хочу отметить яркость оптического видоискателя. Светосильная оптика дает приятную яркую картинку в . С такими объективами намного удобней наводиться вручную, не нужно сильно всматриваться в и щурить правый глаз. Человеческий глаз очень хорошо подстраивается по интенсивность освещения, а потому разницу с разными объективами не всегда заметишь, но она есть. Лично я пробовал определить мое личное ощущение яркости с помощью светосильного объектива с ручным управлением диафрагмой — . Вот что заметил:

  • Разница между F/1.2 и F/1.4 не чувствуется вообще
  • Разница F/1.4 и F/2.0 практически неуловима
  • Разницу между F/2.0 и F/2.8 уже можно легко уловить, но на F/2.8 в все хорошо просматривается и не вызывает никакого дискомфорта
  • Разница между F/2.8 и F/4.0 просто колоссальна, ее сразу замечаешь. Визуально работать на F/2.8 значительно приятней
  • Разница между F/4 и F/5.6 не сильно заметна, но на F/5.6 после F/2.0 остается чувство сильной ограниченности.
  • При дальнейшем закрытии диафрагмы все становится блеклым.

На основании проведенного опыта (и некоторых других) я пришел к выводу, что наиболее комфортными значениями максимального относительного отверстия для визирования являются F/2.8 и ниже.

Можете провести собственный эксперимент на яркость вашей камеры. Это проще всего сделать, если камера через . Если такой функции нет, то нужно воспользоваться объективом с ручным контролем диафрагмы. Электронный видоискатель для такого теста не подходит.

Боке Гелиос-44 с 8 лепестками. Фото разделитель

Светосильная оптика не только дает более яркую и светлую картинку в , но и позволяет во многих случаях, куда более точно и быстрей справляться системе автоматической фокусировки .

Если говорить грубо, то чем сильней световой поток от объектива к зеркалу, тем проще фазовым датчика фокусировки выполнять фокусировку. Впервые я прочувствовал разницу долго снимая в студии, где у меня под рукой имелся слабый пилотный свет от осветителей. Светосильный объектив, который я использовал для поясного портрета легко цеплялся за объект съемки, но когда мне приходилось снимать группу людей и использовать штатный зум со средней светосилой, то он просто отказывался фокусироваться при таком освещении.

Предполагаю, что светосильная оптика должна улучшать качество фокусировки также в режиме Live View.

Помимо улучшений в системе фокусировки, камера, со светосильными объективами в определенных условиях, намного точней производит и замер . Я не могу сказать точно, насколько и по каким причинам та или иная камера улучшает работу экспонометра, но, исходя из своего опыта, я почему-то уверен, что ошибок в со светосильной оптикой куда меньше.

На моей практике ошибки в чаще всего возникают при использовании оптики средней светосилы и при съемке на прикрытых диафрагмах. При использовании светосильной оптики на тех же значениях числа F, ошибок значительно меньше. Конечно, небольшие ошибки в не критичны, если снимать в RAW, но все же это неплохой плюсик таких объективов.

Также, я замечаю, что светосильная оптика дает меньше брака из-за ошибок фокусировки при использовании на прикрытых диафрагмах. Я предполагаю, что если при фокусировке на светосильный объектив была допущена незначительная ошибка, то во время съемки при закрытии диафрагмы ощутимое расширение просто компенсируют эту ошибку.

Кто не знает, то современные зеркальные камеры всегда выполняют фокусировку при полностью открытой диафрагме и закрывают ее до установленного значения только во время спуска затвора.

Для примера возьмем светосильный полтинник с F/1.4 и обычный штатный зум с F/3.5-5.6. Будем проводить съемку на 50мм и F/6.3. Если первоначально была допущена ошибка фокусировки на полтиннике, то из-за закрытия диафрагмы до F/6.3 зона ГРИП сильно расширится и скорее всего захватит наш объект съемки. В то же время, если была ошибка фокусировки у зума, то небольшое изменения ГРИП при переходе от F/5.6 до F/6.3 не сможет компенсировать неточную фокусировку.

Правда, есть у светосильный оптики и явные недостатки. Одним из них хочу выделить дифракционный порог, который порой начинается с F/8. Особенно дифракцией на сильно закрытых диафрагмах страдают супер-светосильные объективы с F/1.4 и F/1.2 и ниже. Обычно минимальное число F, которые они могут использовать — это F/16. Несветосильная оптика менее подвержена дифракции ибо ей нужно выполнять меньший маневр диафрагмой. Так штатные «темные» зумы на F/8 только приходят «в чувство» и показывают отличное качество фото. Это может быть критичным только для определенных типов съемки, да и у разных объективов порог разный. Описанные мной особенности и тонкости не всегда можно наглядно показать, но со временем они начинают ощущаться на практике и влиять на работу:)

↓↓↓ лайк:) ↓↓↓ Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Многие фотолюбители стремятся приобрести себе в комплект фотоаппаратуры светосильный объектив. С его верной помощью можно делать прекрасные портреты, красиво размывая задний план и рисуя боке, или снимать в сложных условиях слабой освещённости с рук, не таская с собой громоздкий штатив. Рынок сейчас предлагает довольно много самых разнообразных моделей светосильных стёкол. Их выбор зависит только от возможностей вашего кошелька и вашего же желания.

Но порой встречаются сверхсветосильные экземпляры. И пусть они не всегда заточены под фотосъемку, но значение их светосилы заставляет восхищаться этими монстрами. Наш ТОП включает в себя 10 моделей объективов, значение светосилы которых меньше, чем f/0.8.

1. ГОИ ЧВ 20mm f/0.5

Зеркально-линзовый объектив был произведён в СССР в 1948 г. Государственным Оптическим Институтом. Значение f/0.5, по сути, является теоретическим пределом светосилы объектива. И именно наши оптики в тяжёлые послевоенные годы создали сверхсветосильную оптическую систему. После этого в СССР приезжали различные делегации с целью перенять опыт, но повторить подобную конструкцию так никто с тех пор и не решился.

2. Signal Corps Engineering 33mm f/0.6

Этот объектив, выпущенный в послевоенное время для войск связи США перевезёнными в Америку немецкими учёными, предположительно предназначался для ночного видения или рентгеновского использования. Наклейка на объективе гласит “World’s Fastest Lens “, что значит “Самый быстрый объектив в мире”. Кто знает, может, на то время он таковым и являлся.

3. ГОИ Искра-3 72mm f/0.65

Последователь номера 1 в нашем списке тоже был выпущен светлыми умами СССР. По своей конструкции он является зеркальным, а использовали его в сфере рентгенографии.

4. Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7

Почему-то данный объектив во всём мире считается наиболее светосильным. Хотя, как мы с вами видим, он находится лишь на 4 месте в нашем ТОПе. Разработанный в 1960 г. специально для миссии NASA с целью сделать фото тёмной стороны Луны, Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 был произведён лишь в 10 экземплярах. Но только 6 из них были переданы NASA. Ещё один экземпляр остался в Carl Zeiss, а 3 оставшихся были проданы известному режиссёру Стэнли Кубрику. Он использовал их для съемки сцены при свечах в фильме “Барри Линдон” (1975 г.). Почувствовать себя Кубриком можете и вы – компания P+S Technik сдаёт объектив в связке с камерой PS-Cam X35 HD в аренду, чем может воспользоваться любой желающий.

5. Fujinon 50mm f/0.7

Стекло от японского бренда Fujifilm не шибко балует информацией о себе. Так что будем рады, если кто купит его на свой Nikon или Canon и поделится впечатлениями. Благо, на различных аукционах оно продаётся по вполне демократичным ценам – в пределах $500-$600.

6. Irtal-3 100mm f/0.7

Самый дальнобойный представитель из нашего списка. 100 мм при светосиле f/0,7 достойны уважения. Но воспользоваться объективом в классическом понимании этого слова вы не сможете, так как его оптическая составляющая выполнена из чистого германия, который не пропускает видимые лучи. Это объектив для инфракрасных излучений, и его можно использовать как тепловизор.

7. Carl Zeiss Jena R-Biotar 100mm f/0.73

Данный экземпляр ранее применялся на старых рентген-установках. Тех, которые имели флюоресцентный экран. Т.е. они не печатали снимки, а позволяли посмотреть сквозь человека лишь в режиме реального времени. С целью снижения дозы облучения и быстрейшего получения изображения желательно было сделать светосилу повыше, для чего и пригодился данный герой. Подробнее об объективе можно почитать по ссылке .

8. Leica Leitz 65mm f/0.75

Как и предыдущая модель, скорее всего, эта Leica использовалась в области рентгенографии. Но некоторые люди всё же видели цветные фотографии, сделанные при помощи объектива. В основном это были снимки цветов крупным планом. Естественно, что глубина резкости изображений была очень маленькой, но в зоне фокуса картинка выглядела очень даже ничего.

9. Rodenstock TV-Heligon 50mm f/0.75

Изначально линза немецкого производства тоже предназначалась для рентгеновского использования. Но многие умельцы приспособили её для использования с фотокамерами, чем воспользовалась и сама компания-производитель. Теперь на различных интернет-аукционах данное среднеформатное стекло можно приобрести для самых разнообразных байонетов – и Nikon, и Canon, и даже Micro 4/3.

10. Canon TV-16 25mm f/0.78

Последний экземпляр в нашем списке обладает мягким фокусом, умеет рисовать красивое боке и замечательно передаёт цвета. Но у него ярко выражено виньетирование. Хотя если использовать стекло по назначению, т.е. как портретник, это во многих случаях пойдёт только на руку.

Вместо резюме

В наши дни объективы с такими значениями светосилы мало кому нужны. Ведь они имеют главный существенный недостаток – очень маленькие зоны резкости. Но прогресс неумолимо шагает вперёд, и кто знает, к чему он приведёт через пару лет?.. Может, подобные модели таки попадут в массовое производство.

Артем Кашканов, 2012

Продолжаем тестировать объективы под кропнутые зеркалки Canon. В прошлый раз объектами нашего исследования были . Сегодня мы поднимемся на ступеньку выше и попробуем выбрать светосильный штатный зум-объектив из класса полупрофессиональных объективов от Canon, Sigma, Tamron. В качестве испытуемых выберем 5 объективов, диапазон фокусных расстояний у ктороых начинается с 17 мм, а светосила с f/2.8 (за исключением Canon 17-40mm f/4L он здесь присутствует для сравнения "обычных" объективов и сопоставимых им по цене и области применения "элек").

В этой статье будет проведено сравнение результатов, полученных во время лабораторного тестирования следующих объективов:

Подробнее об объективах

Название Описание
Этот объектив считается флагманом оптики семейства EF-S. По диапазону фокусных расстояний практически не отличается от китового объектива, но позиционируется на два класса выше. По стоимости этот объектив превосходит некоторые "эльки" (17-40, 24-105). Из дополнительных опций имеет стабилизатор изображения и ультразвуковую фокусировку

Разрешающая способность

Разрешающая способность измеряется в количестве пар горизонтальных черно-белых штрихов на 1 мм изображения, проецируемого объективом на матрицу, на графике она обозначена как величина lw/ph. На приведенных ниже графиках показано сравнение разрешающей способности на разных фокусных расстояниях и при рразных значениях диафрагмы.

Разрешающая способность на полностью открытой диафрагме

Почти всегда качество картинки при полностью открытой диафрагме - это пол, ниже которого не упадешь. Однако, несмотря на это, снимать в этом режиме приходится довольно регулярно, в частности, когда не хватает света. Посмотрим, как поведут себя объективы в этом тесте.

У каждого каждого объектива сравнивалась разрешающая способность при разных фокусных расстояниях. Синий столбик на диаграмме соответствует "короткому концу", то есть 17 мм, красный столбик - фокусному расстоянию - 24 мм (чаще всего используется для повседневной съемки), зеленый столбик - разрешающая способность на максимальном фокусном расстоянии.

Разрешающая способность по краю кадра всегда ниже, чем в центре кадра. Для построения графиков использовались средние арифметические между центром и краем. Чем больше показатели, тем лучше.

Сразу нарисовались три лидера - Canon 17-55, Canon 17-40L и Sigma 17-50.

На коротком конце самый резкий Canon 17-55, на 24 мм - Sigma 17-50, на длинном - Canon 17-40L (правда длинный конец у него короче чем у конкурентов на 10 мм:) - в общем и целом - паритет. Canon 17-55 и Canon 17-40 показывают очень похожие результаты - отличия минимальны. По всей видимости это говорит о том, что "коньяк "Три звезды" и "Пять звезд" разливается из одной бочки".

У Tamron 17-50 и Sigma 17-70 дела обстоят хуже, но они опять же играют на равных между собой. У Sigma 17-70 чуть ниже третий столбик, но и само фокусное расстояние у нее больше.

Максимальная разрешающая способность

При закрытии диафрагмы качество изображения у всех объективов увеличивается. Как правило пик разрешающей способности приходится на диафрагму f/5.6 - 8. Для каждого объектива был выбран оптимальный режим, когда средняя разрешающая способность становилась максимальной для данного фокусного расстояния. Смотрим график, чем больше показатели, тем лучше.

Sigma 17-50 оказалась в этом тесте лидером, незначительно опередив Canon 17-55 (по среднему арифметическому - 2356 lw/ph против 2338 lw/ph). Кропнутый Canon 17-55, в свою очередь, "обставил" своего коллегу по цеху Canon 17-40L. И это при том, что у 17-55 светосила f/2.8! Если зажать диафрагму до f/4 и сравнить его с Canon 17-40L, то у последнего шансов нет - Canon 17-55 более резок! Объективы Sigma 17-70 демонстрируют неплохие результаты на коротком конце, но потом быстро "сдувается". Tamron 17-50 по показанным результатам мало чем отличается от Sigma 17-70.

Итоги первого раунда

Объективы Canon (оба) и Sigma 17-50 выступили практически на равных. Canon"ы дают более четкую картинку на открытой диафрагме, Sigma 17-50 им немного проигрывает, однако при зажатии диафрагмы все же на самую малость опережает их! Следующей за ними идет пара Sigma 17-70 и Tamron 17-50 - их результаты тоже очень близки, но Sigma 17-70 все же оказалась чуть лучше.

Хроматические аберрации

Что такое ХА, я думаю, подробно расписывать не надо - цветные каемки вокруг темных объектов на светлом фоне видели все.

Больше всего хроматическим аберрациям оказались подвержены объективы, у которых диапазон фокусных расстояний смещен в сторону широкого угла. Кратность зума также играет в этом отрицательную роль. Сильнее всего ХА проявляются при съемке на минимальном фокусном расстоянии и полностью открытой диафрагме. Чем меньше ХА, тем лучше.

Объективы Canon показали самую "чистую" картинку, средняя ширина хроматических аберраций не превысила 1 пиксель. Объективы Sigma и Tamron уступили Canon"у у них хроматические аберрации сильнее на 15-20%. В принципе, этот результат тоже вполне приемлемый - в RAW-конверторе такие ХА можно бесследно убрать.

Дисторсия

Это сравнение выявить, какой объектив сильнее "тянет углы" и "гнет прямые". Дисторсия бывает двух типов - отрицательная (когда картинка выглядит выпуклой) и положительной (соответственно, когда картинка "вогнутая"). Отрицательная дисторсия, как правило, присутствует на коротоком конце, но с увеличением фокусного расстояния она становится положительной. Чем меньше дисторсия по абсолютному значению, тем лучше.

Трудно однозначно определить победителя путем математических вычислений. Разумнее будет принять следующую систему оценки. Дисторсия менее 1.5-2% (не важно какая - положительная или отрицательная) в большинстве случаев практически не заметна. Поэтому, пусть лучше она будет в обе стороны, но понемногу, чем сильная в одну сторону.

В этом тесте объективы Canon опять одерживают победу. За ними идут объективы Sigma, а Tamron 17-50 получает шуточную награду "за самые кривые стены на коротком конце" :)

Виньетирование

Виньетирование - это затемнение углов кадра. Наиболее сильным оно бывает на минимальном фокусном расстоянии и полностью открытой диафрагме. Для каждого объектива было осуществлено 3 измерения - на коротком конце, на 24 мм и на длинном конце. Измерения происходили с максимально открытой диафрагмой (для данного фокусного расстояния). Чем меньше виньетирование, тем лучше.

Меньше всего виньетирование проявляется у Canon 17-40L - не удивительно, у полнокадровых объективов круг формируемого изображения больше, чем у "кропнутых", поэтому на кроп попадает только центральная часть изображения и затемненные углы оказываются за пределами матрицы. Sigma и Tamron показывают средние результаты, а Canon 17-55 оказывается в этом испытании на последнем месте.

Механические характеристики

Механические характеристики объектива не имеют прямого отношения к качеству изображения, но во многом определяют срок службы объектива, удобство его в использовании, четкость работы автофокуса, стабилизации (в случае ее наличия). Результаты этого теста взяты из подведения итогов об объективах на сайте photozone.ru.

Шкала оценок 5-бальная:

  • 1 балл - очень плохо
  • 2 балла - ниже среднего
  • 3 балла - "добротный средний класс"
  • 4 балла - очень хорошо, но есть небольшие придирки
  • 5 баллов - идеально!

Вот так распределились оценки механической части тестируемых объективов:

Лучшим оказался Canon 17-40L, остальные участники поделили между собой второе место.

Подведение итогов

Немного о системе оценки. Место, занятое объективом в той или иной номинации соответствовало баллам, присвоенным объективу. Баллы по всем номинациям складывались. Получалось, что чем меньше итоговый балл, тем лучше. Получается, что баллы "штрафные". Чтобы получить результат, нужно вычесть эти штрафные баллы из какого-то начального числа. Это число соответствует объективу, занявшего бы во всех номинациях последнее место, то есть "нулевым уровнем", от которого будем дальше отталкиваться.

Кроме того, для тестов разных были введены весовые коэффициенты от 1 (то, что можно исправить в редакторе) до 3 (критически важная характеристика):

  • Разрешающая способность: 3 (если объектив "мылит", то ни в каком редакторе это не исправишь)
  • Хроматические аберрации: 1 (правится в RAW)
  • Дисторсия: 1 (правится в RAW)
  • Виньетирование: 1 (правится в RAW)
  • Механическая часть: 3 (долговечность, удобство в использовании)
  • Универсальность (фокусные расстояния): 2 (важная, но субъективная характеристика)

Синий столбец на диаграмме - набранный итоговый балл, чем больше, тем лучше.

Красный столбец на диаграмме обозначает среднюю розничную цену (в тысячах рублей) на момент публикации статьи.

Победителем по общему количеству баллов стала Sigma 17-50 - очень неожиданный результат! Причем обратите внимание на стоимость объектива - по соотношению цена/качество объективу Sigma 17-50/2.8 в данном классе нет равных! Однако, сразу оговорюсь - это только цифры. Если посмотреть, отзывы о данном объективе на том же foto.ru - у кого-то "желтит", у кого-то, наоборот, "холодит", у кого-то люфтит в байонете, промахивается при фокусировке и так далее - мелочи, а неприятно. Более чем уверен, что масштаб ужаса, живописуемого в этих слухах и баснях можно смело делить на 2, однако факт остается фактом - качество нестабильно, нужно быть внимательным при выборе. Если сможете подобрать "удачный экземпляр", SIGMA AF 17-50 mm f/2.8 EX DC OS HSM станет замечательной покупкой!

Canon 17-55 и Canon 17-40L набрали одинаковое количество баллов. Однако, учитывая цену расплаты за красное колечко - сниженную светсилу и уменьшенный зум, объективу Canon 17-40/4L на кропе делать практически нечего - наиболее удачными с точки зрения цена/качество будет Sigma 17-50/2.8, а с точки зрения цена/качество+предсказуемость - Canon 17-55/2.8.

Что касается Canon 17-55, отрицательных отзывов о нем очень мало. Основой его недостатк - это конструкция, способствующая засасыванию пыли внутрь объектива. В принципе, если эксплуатировать аккуратно, бояться нечего - единичные пылинки не страшны, они не оказывают никакого влияния на качество картинки. Однако, если вы планируете работать в "пыльных" условиях, лучше все же взять Canon 17-40L - у него пылезащита реализована намного лучше.

Tamron 17-50 выглядит "серой мышкой" на фоне конкурентов в своем классе, и по совокупности параметров может соперничать только с Sigma 17-70 - объектива из более низкого класса. Покупать Tamron 17-50 стоит лишь в том случае, если позарез нужен светосильный зум, а чуть добавить и взять Sigma 17-50 нет возможности. В остальном плюсов, кроме относительно низкой стоимости, нет (опять же по сравнению с конкурентами).

Sigma 17-70 заняла последнее место, что в принципе, и ожидалось. Ее следовало бы протестировать с объективми ниже классом, тогда, я уверен она бы она заняла хоть и не первое, но и не последнее место.

p.s. Данный анализ был проведен исключительно по результатам лабораторных испытаний, которые можно измерить численно. Предполагается, что все тестовые экземпляры объективов, упомянутых в статье оказались "удачными" - без фронт-бэкфокусов, перекосов ГРИП и т.д. Анализ цветопередачи, бликоустойчивости, рисунка размытия, скоростных характеристик и всего остального не проводился по причине отсутствия исходных данных.

Текст статьи обновлён: 3.09.2019

Десятки часов, проведенных на форумах для фотографов, консультаций на тему того, какую камеру лучше взять фотолюбителю, метание от зеркалок Canon к беззеркалкам Sony, от полного кадра Nikon к системе Micro 4/3 от Olympus или Panasonic. И вот, наконец, муки выбора закончились — вы купили свой первый фотоаппарат. Скорее всего, он приобретен с КИТовым объективом, у которого — универсальный диапазон фокусных расстояний и небольшая светосила. Вы – счастливый фотолюбитель, если на этом остановились и снимаете в удовольствие тем, что есть. Если же, со временем, качество фото с КИТа перестает удовлетворять, горе вам, несчастный. Давайте сегодня посмотрим, какую оптику можно взять на КРОПнутую матрицу в широкоугольном диапазоне и протестируем широкоугольный фикс Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Fujifilm X на беззеркалке Fujifilm X-T2.

  1. Обсуждаем, какой объектив можно взять на любые КРОПнутые фотоаппараты вместо штатного.
  2. Правила съемки на широкоугольный объектив.
  3. Какой ширик можно взять на Sony A6000, A6300 и A6500.
  4. Конкуренты Samyang 12mm f/2.0 NCS CS. Несколько примеров фото на Laowa 9mm f/2.8 Zero-D с тушкой Fujifilm X-T2.
  5. Технические характеристики Самъянг 12/2.
  6. Заключение к обзору.

1. Какой объектив купить на замену КИТовому для КРОПнутых зеркалок Sony A6000, A6300 и A6500 или Fujifilm X

Давайте сначала разберемся, чем хорош или чем плох КИТовый штатник. Чаще всего, он имеет не очень выдающиеся оптические свойства (разрешающая способность, хроматические аберрации, дисторсия) и он темнее, чем нормальные объективы, то есть имеет светосилу f/3.5 на широком конце, f/5.6 на длинном конце.

Что дает светосила? Возможность фотографировать при плохом освещении с меньшим ИСО, а значит, получить изображение с низким уровнем цифровых шумов, большим динамическим диапазоном и большей глубиной цвета.

Простой пример: если при f/2.0 светосильного фикса нам для обеспечения заданного времени экспозиции пришлось выставить ИСО 800 (что еще терпимо для КРОПнутой матрицы), то на f/5.6 у КИТа понадобится для той же выдержки ИСО 3200 (что очень много).

Заменить штатник можно фиксами или более качественным зумом. У каждого подхода есть плюсы и минусы, но я для себя выбрал дорогу зумов. Когда у меня спрашивают, какой объектив купить вместо штатного, я советую начать с приобретения «святой троицы»: светосильных зумов со следующими эквивалентными фокусными расстояниями (то есть, при пересчете на полный кадр):

  • 14-24mm f/2.8;
  • 24-70mm f/2.8;
  • 70-200mm f2.8.

Цифры в этом списке касаются оптики для полнокадровых фотоаппаратов. Чтобы пересчитать их в значения, подходящие для вашей камеры, нужно поделить на кроп-фактор: для Sony E-mount, Nikon F и Fujifilm X – Кf=1,5, для Olympus и Panasonic системы Micro 4/3 – Кf=2, для Canon – Кf=1,6. Тогда у нас получается (после округления):

  1. Сони, Никон и Фуджи Х – зум с ФР 10-16 мм.
  2. Кэнон — зум 9-15 мм.
  3. Олимпус и Панасоник — 7-12 мм.

Напомню, что объективы с ЭФР 14-24 мм условно относятся к сверхширокоугольным, 24-35 мм – к широкоугольным, 35-70 мм – к оптике с нормальным углом зрения, 70-300 мм – длиннофокусные, 300-800 мм и более – сверхдлинофокусные.

Если вы планируете заниматься фотографией серьезно, то без этих трех типов линз не обойтись. Есть еще макрообъективы, тилт-шифты, но они имеют более специфичное применение.

Среди фотографов часто случаются споры, нужна или нет светосила ширику, ведь им часто снимают пейзажи – используется светосила f/8.0-f/11.0, поэтому зачем платить огромные деньги, например, за Fujinon XF 8-16mm f/2.8 (цена 2000 USD), если можно купить Fujinon XF 10-24mm f/4.0 (цена 850 USD).

Мое мнение: для пейзажей, действительно, достаточно полусветосильной версии f/4. Но ширик нужен и для многих других жанров (стрит-фото, свадьбы, крещение, корпоративны, дни рождения, астрофотографии и т.п.), где требуется размыть фон и получить больше света на матрицу.

Давайте посмотрим, насколько часто ширик используется профессиональными фотографами. Например, зайдем на сайт MyWed и в разделе «Лучшие фото за год» посчитаем, какие кадры сняты на этот тип оптики.

Видим, что из 25 фото на первой странице 18 снимков получены на ширик (отметил значком «галка»). Ого, получается, что свадебные фотографы фотографируют 72% времени на широкоугольные объективы!

Ну, может быть, они сумасшедшие? Давайте зайдем на сайт издательства «Коммерсантъ» и посмотрим, на что снимают профессиональные фотожурналисты.

Хм… Снова, из 24 заглавных снимков 14 сняты на широкоугольный объектив (58%). Если заглянуть внутрь статьи, то и там будет огромное количество кадров с этой оптики.

ОК! Свадебщики, профессиональные фотожурналисты… Всё это специфичные области. А на что фотографируют, отправляясь в путешествие по дальним странам? Набираю в поисковой строке фразу «travel photographer of the year award» (тревел-фотограф года, награда). Аж 23 снимка из 48 получены также на ширик (48%)!

Почему сверхширокугольный диапазон (ФР 14-24 мм) так популярен у профессиональных фотографов, снимающих в различных жанрах? Потому что широкоугольный объектив обладает рядом особенностей:

  1. Картинка буквально втягивает зрителя в кадр. Никакая другая линза не даст такого чувства присутствия, как ширик.
  2. С помощью этой оптики моно показать и объект, и его окружение, среду обитания, что очень важно для создания истории в кадре.

Космические цены на зум 14-24mm f/2.8 заставляют сто раз подумать любого фотографа. На свой полный кадр Nikon D610 я так и не купил Nikon 14-24mm f/2.8 – он не только дорогой, но и здоровый, тяжелый. Пока, я обхожусь съемкой на мой любимый сверхширокоугольный фикс Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE Nikon F. Учитывая, что я владею зумом Nikon 24-70mm f/2.8G, фокусное расстояние 24 мм у меня закрыто. Для полного счастья не хватает фикса на 20 мм, то есть Samyang 20mm f/1.8 ED AS UMC Nikon F.

Если вернуться к владельцам камер Fujifilm X, то для них идеальный, в моем представлении, стартовый набор качественной оптики может включать:

  1. Универсальный зум Fujinon XF 16-55mm F/2.8 R LM WR.
  2. Телезум Fujinon XF 50-140mm F2.8 R LM OIS WR.
  3. Два фикса – ширики под КРОП: Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS Fuji X и Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Fujifilm X.

Я попросил Павла дать небольшой комментарий к сегодняшним примерам фотографий. Вот, что он мне сообщил:

  • Все снимки получены в формате RAF и обработаны затем в редакторе Capture One . В « Photoshop » — ресайз для сайта и, местами, небольшая ретушь.
  • В отличие от Samyang 14 mm f /2.8, славящегося тем, что риска «Бесконечность» не совпадает с реальным положением, в Samyang 12 mm f /2 такой проблемы нет: но, если перекрутить кольцо фокусировки чуть далее за риску, то резкость потеряется. Поэтому во время фокусировки всегда нужно смотреть на объектив.
  • Для своего Самъянг 14/2,8 мне пришлось скачать профиль объектива и установить его в базу Lightroom . Из-за того, что в камере такого профиля нет, в формате Jpeg на него не поснимаешь – волнообразная дисторсия (убирается в редакторе, если снимал в RAW ). В объективе Самъянг 12/2 Павел такой дисторсии не наблюдает (но он и не фотографировал еще в Jpeg ), в редактре Capture One никакого профиля не применяет.
  • Данный ширик продается без чипа, поэтому в EXIF нельзя посмотреть, на какую диафрагму снято фото.

Фотографии, присланные для статьи Павлом, сняты в отпуске во время возвращения его семьи из Владивостока. Серия называется «Путь домой». В ней есть также снимки, сфотографированные на Fujifilm X-T2 и штатный зум Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (Паша взял его в дополнение к тяжелому Fujinon XF 16-55mm F/2.8 R LM WR, чтобы облегчить фоторюкзак), светосильный телевик Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR. Эти фотографии я тоже включил в обзор: во-первых, есть возможность сравнить картинку с Samyang 12 mm f /2 и с родных линз; во-вторых, не прерывается повествование фотоистории.

Поскольку в моделях Fujifilm X-Pro2, Fujifilm X-T2, X-T20 и Fujifilm X-E3 стоит одна и та же матрица X-Trans III, считайте, что сегодня будем тестировать объектив и с этими фотоаппаратами. Кроме того, различия в картинке с предыдущим поколением сенсоров X-Trans II исчезающе малы – считайте, что смотрите примеры на Fuji X-T1, Fuji X-Pro1, Fujifilm X-T1, Fujifilm X-T10 и Fujifilm X-E2s.

А еще, данная модель выпускается под байонеты Canon M, Micro 4/3, Sony E, Samsung NX – считайте, на Sony A6500 или Samsung NX 3300, картинка будет такая же (на микре Olympus OM-D E-M1 Mark II эквивалентное фокусное расстояние будет узким: 24 мм).

Компания «Samyang Optics» основана в Южной Корее в 1972 году, в городе Масан. Занималась производством объективов, систем видеонаблюдения и аксессуаров для фотографии. На рынке объективы продавались под целым ворохом торговых марок: Vivitar, Falcon, Gloxy, Rokinon, Walimex, Bower, Opteka, Bell и Howell, Polar и Pro-Optic. Качеством не блистали. В 2004 году произошло слияние с японской фирмой по производству видеокамер для наружного наблюдения Seikou, и дела постепенно стали налаживаться.

Я познакомился с продукцией компании в 2013 году, купив для своей зеркалки Nikon D5100 ширик Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE, и сразу же влюбился в него. Конкурентоспособная цена и отличное качество картинки! Недостаток – ручная фокусировка.

За прошедшие 5 лет фирма много сделала для развития бренда, для улучшения качества продуктов. Сегодня в портфолио Samyang (на рынке США эти объективы именуются Rokinon) 6 групп продукции:

  1. Автофокусные линзы под байонет Sony FE. Также августе 2018 анонсирован Samyang AF 14mm f/2.8 для Nikon F – тоже с автоматической фокусировкой. В маркировке этой группы стоит аббревиатура AF.
  2. Премиальные светосильные фиксы, способные разрешать матрицу 50 Мп и 8K видео. Выпускаются под байонеты Canon EF (одна модель – для Nikon F). В обозначении – XP.
  3. Больше двух десятков моделей обычных мануальных фиксов под байонеты Canon, Nikon, Pentax, Sony A и FE, Canon M, Fujifilm X, Samsung NX и Micro 4/3.
  4. Кинообъективы. В обозначении – VDSLR. Для разных фотоаппаратов и кинокамер Nikon, Canon, Pentax, Sony Alpha.
  5. Профессиональные кинообъективы под байонет PL, Canon EF, Nikon F, Sony E и Micro 4/3. Продаются под торговой маркой “XEEN”.
  6. Станции для настройки автофокуса объективов Samyang с байонетом Canon EF и Sony E.

Модель Samyang 12mm f/2.0 NCS CS специфичная, так как выпускается только для использования на КРОПнутых беззеркалок Fujifilm X, Sony Alpha и Sony NEX, Olympus OM-D. Конструкция отличается малым рабочим отрезком – именно этим определяется возможность ставить объективы именно на беззеркальную систему.

Также нужно отметить, что Самъянг 12/2 – самый светосильный широкоугольный объектив под матрицу APS-C. Со светосилой f/2.0 и широким углом обзора (почти 99°) она идеально подходит для съемки звезд. Напомню, что в астросъемке фотографы руководствуются «правилом 600», которое гласит, что максимальная выдержка, при которой можно снять звезды резкими (чтобы они были точками и не черточками из-за вращения земли при фотографировании на длинной выдержке), рассчитывается по формуле:

В max =600/ФР, где ФР – фокусное расстояние объектива.

Так, для данной модели: В sam =600/12=50 секунд.

Если мы возьмем фирменный зум Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS, на широком конце он позволит еще удлинить выдержку. В fuji =600/10=60 секунд. Но для f/4 при съемке ночью потребуется гораздо сильнее поднимать ИСО: где с Самъянг 12/2 достаточно ИСО 1600, там с Фуджи 10-24/4 нужны ИСО 3200. Есть разница?

Современные беззеркалки типа Olympus ON-D E-M1 Mark 2 или Fujifilm X-T3 напрямую конкурируют с зеркалками. Появление компактного и легкого ширика под КРОП усиливает их конкурентное преимущество перед зеркальными моделями Nikon и Canon.

По конструкции КРОПнутый Samyang 12mm f/2.0 очень похож на мой полнокадровый Samyang 14mm f/2.8. Кольцо смены диафрагмы «кликает» через каждый полстопа в диапазоне от f/2.0 до f/22.0. Оно разделено пластиковой вставкой от второго кольца, отвечающего за ручную настройку фокуса (широкое, вращается плавно). Требуется ¼ поворота для фокусировки от минимальной дистанции до бесконечности, что не очень удобно. Передняя линза не вращается. В отличие от моего ширика Самъянг 14/2.8, на Самъянг 12/2 можно прикрутить полярик или нейтральный ND-фильтр диаметром D=67 мм. На мой взгляд, это огромное преимущество данного объектива.

Размер Samyang 12mm f/2.0 NCS CS очень близок к родному фиксу Fujinon XF 14mm f/2.8R и немного меньше, чем Zeiss Touit 2.8/12, а светосилы на целых 100 больше.

Фокусировка . К сожалению, на корпусе линзы не нанесена маркировка ГРИП, что не очень удобно для светосильного фикса. Поэтому настраиваться на гиперфокальное расстояние немного сложнее, чем могло быть. Но тут на помощь приходят функции «Focus Peaking» (подсветка цветом резких контуров объектов) и «Увеличительная лупа» – фишки беззеркалок Sony, Fujifilm и Olympus.

По отзывам владельцев на форумах, объективы Самъянг 12/2 могут иметь такую же болячку, как и мой Самъянг 14/2.8: несовпадение рисок бесконечности с реальным ее положением. Лечится откручиванием винтиков или наклейкой полоски скотча с правильной маркировкой.

Вот видео на испанском языке, где рассказывается, как побороть этот недостаток с бесконечностью (включите на Youtube субтитры на русском языке).

Я не буду сейчас описывать характеристики дисторсии, виньетирования, аберрации устойчивости к засветкам и приводить графики MTF. С ними можно ознакомиться в любом обзоре. Примеры от Павла Черталёва с его камеры Fujifilm X-T2 говорят сами за себя: качество изображения за эту цену у корейского фикса – на 5 баллов!

2. Как правильно фотографировать широкоугольным объективом Samyang 12mm f/2.0 NCS CS

Фотографы могут снять потрясающие фотографии на ширик, а могут получить слабые, в композиционном плане, снимки. Дело в том, что данный тип оптики очень сильно растягивает перспективу: объекты на переднем плане кажутся в разы крупнее, чем на заднем. Чтобы снять на ширик хорошую фотографию, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Широкоугольный объектив нужен, как правило, не для того, чтобы больше уместить в кадр, а, чтобы подойти ближе к объекту съемки.
  2. На снимке должен присутствовать четко выраженный СВКЦ (сюжетно важный композиционный центр).
  3. Чрезвычайно широкий угол обзора позволяет вместить в кадр слишком много объектов. Нужно следить, чтобы не возникла мешанина.
  4. Ставить людей следует ближе к центру кадра, чтобы уменьшить искажения.

3. Альтернативные широкоугольные объективы для беззеркальных фотоаппаратов Fujifilm X и кропнутых Sony Alpha 6000-й серии

Для КРОПа компания «Sony» светосильный зум не выпускает, поэтому владельцам остается лишь брать средний по светосиле Sony 10-18mm f/4 (SEL-1018) или полнокадровый Sony FE 12-24mm f/4 G (SEL1224G), зум со средним диапазоном фокусных расстояний Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* E 16-70mm f/4 ZA OSS (SEL-1670Z) и телевик для полного кадра Sony FE 70-200mm f/2.8 GM OSS (SEL-70200GM).

За те цены, что за эту оптику просят, проще купить зеркальную камеру или машину. В статье на рисунке №9 приведен пример расчета стоимости «святой троицы» для камер Nikon, Canon и Sony – последняя просит почти в 2 раза больше. При этом, с российских фотографов компания «Сони» дерет на четыре шкуры больше: цены на 35-40% выше, чем, например, в США.

Поэтому-то, владельцы данных беззеркалок тоже обращают свои взоры на продукцию «Самъянг». Вот ветка владельцев Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Sony E на форуме Sony-club.

Предлагаю еще посмотреть пример видеосъемки на рассматриваемый нами ширик и беззеркалку Sony NEX 5R. Рекомендую смотреть со звуком — музыкальное сопровождение отлично подобрано.

4. Конкуренты ширика Samyang 12mm f/2.0

Под байонеты Canon EF, Sony A и Nikon F выпускается классный японский широкоугольный зум Tokina AT-X 11-16mm f/2.8 (AT-X 116) Pro DX II. Цена в США – 400 USD, в России – 660USD… Наверное, это — повод научиться покупать товары на Ebay и Amazon. Думаю, версию с байонетом Sony A-mount можно присоединить к тушке Sony A6500 через переходник Sony LA-EA4.

Дополнение от 11 ноября 2018. Обнаружил, что сейчас компания «Токина» выпускает еще более дорогой, но и более светосильный широкоугольный зум Tokina AT-X 14-20mm f/2 PRO DX. Наверное, наряду с Sigma AF 18-35mm f/1.8 DC HSM Art, несмотря на цены, они у меня стали бы основными претендентами для съемки на КРОПе из-за возможности снимать репортажи на очень низких ИСО.

Еще вариант – китайские объективы «Laowa». Совсем недавно я опубликовал обзор потрясающего широкоугольного макрообъектива Laowa 15mm f/4 1:1 Macro с примерами фото на полный кадр Nikon D800 и КРОПнутую любительскую зеркалку Nikon D5600. Там же есть фото с Laowa 12mm f/2.8 Zero-D. Стоит он гораздо дороже рассматриваемого Samyang 12mm f/2.0 NCS CS (950 USD vs 350 USD), но подходит и для фуллфрейма и для КРОПа. Выпускается с байонетом Canon EF, Nikon F, Sony A, Pentax K и Sony FE.

Павел Черталев, владелец Fujifilm X-T2, чьи снимки мы сейчас смотрим, на днях купил себе сверхшикоугольный фикс Laowa 9mm f/2.8 Zero-D (цена 500 USD). Эта линза выпускается только под матрицы APS-C (неполнокадровые) с байонетом Fuji X, Sony E и Canon EF-N.

Почему фиксы Laowa стоят дороже Samyang? Видимо, из-за аббревиатуры в обозначении «Zero-D» — «Нулевая дисторсия». Такой оптикой хорошо снимать архитектуру и интерьеры.

Отзыв Павла Черталева о своей модели Laowa 9mm f/2.8 Zero-D:

  • После f /2.0 у Samyang 12 mm f /2 расстраивает меньшая светосила f /2.8 – разница в 1 стоп экспозиции. То есть в условиях плохого освещения приходится поднимать ISO в 2 раза выше.
  • Из-за малой светосилы приходится удлинять выдержку. Исходя из формулы В=1/ФР, выставляю 1/10 секунды. При этом получаю много бракованных кадров из-за шевеленки. Штатив требуется чаще, чем при съемке на Samyang.
  • Сильно тянутся углы: если поместить человека на край кадра, будут заметны искажения.
  • Сильная виньетка, которая не исчезает даже на f /8, а на f /2.8 она практически чёрная.
  • Плохо держится бленда (пришлось снять) – проворачивается, получаются черные пятна на снимках.

В комментариях к обзору широкоугольного макрика Laowa 15mm f/2.8 есть А вот несколько примеров фотографий на тушке Fuji X-T2.

Серьезным конкурентом для Samyang 12mm f/2.0 или Laowa 9mm f/2.8 Zero-D, в моих глазах, является Zeiss Touit 2.8/12. Да, стоит он неласково (1000 USD), но поддерживает автофокус и на Sony A6000, Sony A6300, Sony A6500, и на беззеркалках Fujifilm X.

В этом месте еще раз отмечу, что АФ мне нужен для репортажей. Для других жанров нет проблем фокусироваться вручную.

Из линейки объективов Samyang Optics, не забуду упомянуть названный ранее Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS. Он подходит не только для КРОПнутых Fujifilm X и Sony E, но и для Canon, Nikon, Pentax, Canon N, Samsung NX и Macro 4/3. Правда, размеры у данной модели почему-то неигрушечные: 132.4 x 87.0 мм при весе 625 грамм против 67 x 59 мм при весе 245 грамм у Samyang 12mm f/2.0.

5. Характеристики объективов Samyang 12mm f/2.0 NCS CS

Жаль, что возможности размещения фотографий в блоге ограничены. Мне бы очень хотелось показать и другие снимки Павла – в этом отпуске он наснимал много интересных кадров на разные объективы.

При выборе объектива для своей цифровой камеры фотографы часто сталкиваются с тем, что при одном и том же фокусном расстоянии или диапазоне фокусных расстояний (если речь идет о зум-объективах) оптика может иметь различную светосилу. При этом продавцы часто советуют приобретать более дорогостоящую оптику, ссылаясь именно на высокий параметр светосилы, как будто он способен решить все проблемы при съемке. Но так ли это на самом деле, и какие светосильные объективы сегодня может предложить нам рынок фотографического оборудования?

Преимущества и недостатки светосильной оптики

Под светосилой понимают пропускную способность объектива, то есть то максимально возможное количество света, которое будет проходить через оптику и попадать на матрицу фотокамеры. Соответственно, чем более высокую светосилу имеет объектив, тем больше света через него будет проходить. Что это дает на практике?

Во-первых, в различных условиях освещения, при съемке с рук или фотографировании движущихся объектов Вы можете использовать более короткую выдержку. Во-вторых, светосильная оптика позволяет снимать на более низких значениях светочувствительности ISO, благодаря чему минимизируется количество цифрового шума. В-третьих, светосильные объективы обеспечивают более быструю автофокусировку, что особенно важно, например, в репортажной фотографии. В-четвертых, широкая максимальная диафрагма позволяет фотографу ограничивать глубину резкости изображаемого пространства. В-пятых, благодаря высокой светосиле, обеспечивающей высокую яркость картинки в видоискателе, фотограф может с уверенностью контролировать резкость и композицию снимка. Наконец, при фотографировании на диафрагмах, близких к максимальным, можно получать приятный, красиво размытый фон.

Таким образом, преимуществ у светосильной оптики достаточно. Но есть и недостатки. В первую очередь, это более серьезные габаритные размеры, поскольку для обеспечения большой максимальной диафрагмы требуется использование линз большего диаметра и дополнительных оптических элементов, призванных способствовать устранению хроматических аберраций и искажений. В результате, конструкция светосильного объектива в сравнении с не светосильной оптикой при одинаковом фокусном расстоянии усложняется.

Светосильные объективы с внутренней фокусировкой отличаются несколько меньшей длиной. В таком случае в процессе фокусировки небольшие оптические элементы смещаются внутри объектива, в то время как передние элементы, обладающие более серьезными размерами, остаются неподвижными. При внутренней фокусировке объектива фактически отсутствует вращение переднего элемента оптики. Плюс к этому, увеличивается скорость работы автофокуса, а баланс конструкции светосильного объектива, в целом, улучшается.

Второй недостаток светосильной оптики тесно переплетается с первым. Поскольку в конструкции таких объективов используются более крупные оптические элементы, производить и корректировать такую оптику специалистам гораздо сложнее. Вследствие этого растет стоимость оптики. Высокая цена – это, пожалуй, главный недостаток светосильной оптики с точки зрения любого любителя фотографии или фотографа-энтузиаста.

С другой стороны, как правило, светосильные объективы создаются с использованием самых современных технических решений и наиболее качественных материалов, а значит, заплатив за оптику более серьезную цену, фотограф получает нечто большее, чем просто более высокую светосилу. При правильном подходе светосильный объектив может обеспечить существенный выигрыш в качестве снимков, что приобретает особую важность, в частности, для профессиональных фотографов.

Выбор светосильной оптики

Нужно отметить, что само понятие высокая светосила, в целом, является довольно относительным. Например, разницу в объективах с максимальной диафрагмой f/1.2, 1.4 или 1.8 на практике зачастую ощутить бывает тяжело. Кстати, известно, что один из самых светосильных объективов был разработан в середине 60-х годов для космической программы NASA, чтобы с его помощью сфотографировать темную сторону Луны. Это был CarlZeissPlanar 50mm со светосилой f/0.7.

Новички часто гонятся за объективом с самой высокой светосилой и, конечно, продавцы с радостью продают им такую оптику, ведь она стоит в разы дороже. Но стоит ли переплачивать за объектив со светосилой f/1.4 или f/1.2, если Вы не очень часто снимаете с максимальной диафрагмой? Это первый вопрос, который Вы должны себе задать при выборе светосильной оптики. Сегодня на рынке фотографического оборудования можно найти достаточно широкий спектр светосильных объективов – как оптику с фиксированным фокусным расстоянием, так и зум-объективы. Можно выделить несколько интересных моделей.

Sigma 30 mm f /1.4 EX DC HSM

Этот объектив с высоким значением светосилы f/1.4 предназначен для кропнутых зеркальных фотокамер с форматом сенсора APS-C. Он имеет прочный корпус, угол зрения в 45 градусов и традиционную оптическую схему, состоящую из семи элементов в семи группах. В конструкции используется два оптических элемента из низкодисперсионного стекла (SpecialLowDispersion), что обеспечивает устранение хроматических аберраций.

Объектив Sigma 30mm f/1.4 EX DC HSM оснащен восьми лепестковой диафрагмой и ультразвуковым мотором (HSM) для обеспечения более скоростной и практически бесшумной фокусировки. К достоинствам данного объектива можно отнести хорошую цветопередачу и приятный, необычный рисунок. В то же время он требует точной настройки фокуса в камере и характеризуется падением резкости в углах кадра.

Светосильный объектив с фокусным расстоянием 50 мм, с учетом кроп-фактора его можно использовать в различных съемочных ситуациях – в портретной, пейзажной или жанровой фотографии. Благодаря круглой девяти лепестковой диафрагме объектив Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM может красиво размывать области, располагающиеся вне зоны фокуса. Оптическая схема включает в себя восемь элементов в шести группах, в том числе здесь используется литая асферическая линза, которая эффективно подавляет хроматическую аберрацию.

Вероятность возникновения бликов сведена к минимуму за счет применения многослойного просветления оптических элементов. Оно также способствует обеспечению более высокого контраста фотоизображений. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 45 см. В оснащение оптики входит и ультразвуковой привод автофокуса HSM. Примечательно, что светосильный объектив Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM можно использовать как с цифровыми зеркалками, так и с пленочными фотоаппаратами.

В линейке Canon можно отметить фикс-объектив EF 50mm f/1.4 USM со стандартным углом обзора 46 градусов и ультразвуковым приводом фокусировки (USM) с постоянной ручной корректировкой фокуса. Данный объектив отличается универсальностью в использовании и компактными габаритами. В конструкции оптики, состоящей из семи элементов в шести группах, используются элементы с высоким светопреломлением, что обеспечивает возможность создания резких, детализированных кадров даже при полностью открытой диафрагме. Восьми лепестковая диафрагма с практически круглым отверстием создает ровное, гладкое размытие тех областей изображения, которые находятся вне фокуса. Светосильный объектив Canon EF 50mm f/1.4 USM подойдет любителям съемки пейзажей и портретов, а также тем, кто занимается репортажной фотографией.

Это профессиональный объектив, ориентированный на портретную съемку. Он имеет самую широкую диафрагму в линейке объективов Canon EF, позволяя полностью контролировать глубину резкости и снимать в условиях слабого освещения без использования вспышки или длительных выдержек. Широкая диафрагма с круглой апертурой дает возможность равномерно размывать области, находящиеся не в фокусе, и концентрировать внимание зрителя на переднем плане. Ультразвуковой мотор кольцевого типа (USM) обеспечивает быструю и бесшумную фокусировку на объекте. Здесь также предусмотрена возможность электронной ручной фокусировки.

Конструкция этого объектива состоит из восьми элементов в семи группах, причем для обеспечения более высокой четкости и контрастности участков изображения, находящихся в фокусе, применяются большая асферическая линза с изменяющейся кривизной и подвижный элемент. Объектив EF 85mm f/1.2L II USM способен передавать информацию о расстоянии до снимаемого объекта системе вспышки E-TTL II для более точного замера экспозиции.

Еще один светосильный объектив Canon из профессиональной серии L с большой диафрагмой, фокусным расстоянием 35 мм и широким углом обзора в 63 градуса. Данная оптика отличается внутренним механизмом плавающего фокусирования и прочной, надежной конструкцией с защитой от влаги и пыли. Объектив EF 35mm f/1.4L USM имеет восьми лепестковую диафрагму и ультразвуковой привод фокусировки для молниеносной наводки на резкость. Оптическая схема включает в себя одиннадцать элементов в девяти группах, в том числе большой асферический элемент для получения изображения с коррекцией рассеивания и обеспечения резкости по всему полю кадра. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 30 сантиметров. .

AF-S N ikkor 35mm f /1.4G

AF-SNikkor 35mmf/1.4G — профессиональный широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 35 мм и высокой светосилой из фирменной линейки Nikon.Он разрабатывался специально для использования вместе с цифровыми зеркальными фотоаппаратами японской компании формата FX. Конструкция объектива состоит из десяти элементов в семи группах, в том числе тут применяется один асферический элемент для обеспечения более высокой резкости и контрастности изображения. Благодаря специальному покрытию NanoCrystal устраняются неприятные блики и ореолы. С помощью девяти лепестковой диафрагмы объектив создает приятное, мягкое боке. Оптика AF-S Nikkor 35mm f/1.4G хороша тем, что имеет прочный, влагозащищенный корпус из магниевого сплава и высокое качество сборки, что позволяет использовать ее в самых жестких условиях эксплуатации.

Sony 50 mmf /1.4

Светосильный объектив Sony для фирменных цифровых зеркальных камер c байонетом A. Это отличный портретный объектив с превосходным разрешением по всей площади кадра и высокой четкостью картинки. Его конструкция состоит из семи элементов в шести группах. Фокусное расстояние 50 мм в сочетании с широкой диафрагмой позволяет использовать данный объектив для портретной съемки и фотографирования в условиях недостаточного освещения. Круговая лепестковая диафрагма предоставляет возможность получать красиво размытый фон. Объектив Sony 50mm f/1.4 отличается компактными габаритами и относительно небольшим весом (220 грамм).

Светосильная оптика – это, конечно, замечательно, но не забывайте о том, что качественные объективы с широкой диафрагмой стоят недешево. Высокая светосила позволяет снимать на более коротких выдержках и на более низких значениях ISO в различных условиях освещения. Однако выбирая объектив, задумайтесь над тем, как часто Вам действительно будет требоваться максимально открытая диафрагма во время съемки. Если Вы не часто используете широкие диафрагмы, то, возможно, не стоит гнаться за высокой светосилой, а лучше обратить внимание на другие параметры объектива.